Сокращение населения при Петре I

Петр I - первый Император Всероссийский и последний Царь всея Руси, великий реформатор и русский правитель в период с 1682 по 1725 год

Сокращение населения при Петре I - русофобский миф о сокращении и массовом гибели населения при императоре Всероссийском Петре I, который основывается на ошибочных расчётах историка и публициста, лидера Конституционно-демократической партии Павла Милюкова, который крайне предвзято и негативно описывал эпоху правления Петра I. Сам миф получил своё широкое распространение в Советское время и благодаря негативным отзывам среди русской интеллигенции.

Содержание мифа и его опровержение[править]

В Советское время (благодаря работам меньшевика историка Николая Рожкова [1] и благодаря негативным отзывам среди русской и советской интеллигенции [2]) родился миф о сокращении населения при правлении императора Петра I, который якобы уничтожил около 20% населения всей империи. Эти высказывания основываются на расчётах и работах историка Павла Милюкова, который был крайне негативно настроен к Петру I, его реформам и правлению и лишь в эмиграции изменил к нему своё отношение [3]. Так например, приводятся расчёты о том, что в период с 1678 по 1710 годы [4] :

  • Сократилось население на 20%, при этом убыль в губерниях была до 40% населения.
  • 200 тысяч человек были отправлены служить в армию Российской империи, где погибло 100 тысяч человек.
  • На верфях в Петербурге погибало ежегодно 17 тысяч человек.
  • Все победы и успехи Петра (прежде всего победа в Северной войне) основаны на угнетении рабочих и разорении страны, а пути осуществления реформ, были варварскими и не европейскими [5].

Иными словами, Петр I является крайне жестоким правителем, который не жалеет своё собственное население и согласно словам Льва Толстого [6]:

Беснующийся, пьяный, сгнивший от сифилиса зверь.

— Лев Толстой

Опровержение мифа[править]

В 1977 году, историк Ярослав Водарский выпустил книгу "Население России в конце XVII - начале XVIII века" [7], которая является сборником архивных и документальных данных о той эпохе и приводит документальные свидетельства, говорящие о том, что население Российской империи во время правления Петра I не только не сократилось, а увеличилось на 39% [8]. Если же рассматривать данные о гибели рабочих на Петроградских верфях и при строительстве Санкт-Петербурга, то данные, которые приводят иностранные источники и иностранцы-современники являются "легендарными" и не поддающимися анализу [9]. В реальности, в период с 1703 по 1715 годы, при строительстве Петербурга погибло около 2000 человек [10]. Армейские потери, на которые Милюков списывает 100 тысяч солдат со всей Российской империи и Руси, также не соответствуют действительности, т.к. в реальности за ВСЮ Петровскую эпоху (включавшую в себя несколько войн и восстаний) Русская армия потеряла 40 тысяч человек [11]. Сами по себе расчёты Милюкова являются крайне сомнительными - он сравнил две переписи 1710 и 1678 года, после чего перенес пропорции убыли населения в 1710 году на 1678 год и посчитал разницу, которая получилась огромной [12]. Иными словами, миф о сокращении населения не имеет под собой реальных оснований и строится на ошибочных расчётах крайне негативно настроенного к Петру I историка. Также, стоит отметить, что итоги Северной войны были крайне позитивными для Российской империи, не смотря на безусловные тяжёлые потери [13].

Анализ[править]

  • Миф о сокращении населения не имеет под собой реальных оснований и строится на ошибочных расчётах крайне негативно настроенного к Петру I историка.
  • Миф получил своё широкое распространение в Советское время и благодаря негативным отзывам среди русской интеллигенции.
  • В реальности при правлении Петра I население Российской империи выросло на 39%.
  • Победа в Северной войне позволила России развиваться и вести торговлю, а также фактически закрепила за Россией статус империи, а за его или её правителем, статус императора или императрицы [14].

Источники[править]